Система климат-контроля

Система климат-контроля выполняет функцию как кондиционирования воздуха, так и обогрева, так как она регулирует температуру, количество и влажность воздуха в салоне.

Что это?


Система климат-контроля больше не является дополнительной функцией и не считается роскошью; в настоящее время она включена в стандартную комплектацию большинства всех автомобилей на дорогах.

Большая площадь остекления и более длительные поездки – вот только некоторые причины, по которым сегодня система климат-контроля очень востребована с точки зрения комфорта в салоне. Зимой она помогает бороться с запотеванием окон, контролируя влажность в салоне, что в свою очередь улучшает видимость, повышая безопасность вождения. Благодаря салонным фильтрам воздух в салоне стал чище.

Система кондиционирования - это закрытая система, в основе работы которой лежит разница в давлении и изменении состояния охлаждающего газа (хладагента) в системе:

  • компрессор всасывает и охлаждает газ (хладагент), изменяя его состояние и температуру (с низкого давления и низкой температуры до высокого давления и высокой температуры);
  • конденсор выделяет тепло наружу и конденсирует охлаждающий газ, который затем переходит из газообразного состояния в жидкое;
  • охлаждающее вещество проходит через фильтр влагоотделителя, который поглощает влагу и удаляет загрязнения;
  • затем оно попадает в расширительный клапан, где его давление и температура сильно падают;
  • в испарителе охлаждающее вещество снова переходит из жидкого состояния в газообразное. Оно поглощает тепло и понижает температуру воздуха подаваемого в салон через вентиляционные отверстия.

Когда цикл завершен, охлаждающее вещество снова всасывается в компрессор. Все элементы системы охлаждения связаны трубками.

В системе климат-контроля также есть два вентилятора с приводом от электромотора: вентилятор охлаждения радиатора и вентилятор системы отопления салона.

Прежде чем попасть в автомобиль через вентиляционные отверстия, воздух проходит через салонный фильтр, где он очищается от всех загрязняющих частиц и, если в салоне стоит фильтр с активированным углем, от вредных газов и неприятных запахов.


Компрессор

Компрессор - это центральный элемент системы климат-контроля.

Он сжимает хладагент, повышая его температуру и давление. Это важный элемент, и качество его работы значительно отражается на удобстве управления автомобилем и экономии энергии.

  • Комфортная температура: оригинальные компрессоры созданы в соответствии с техническими требованиями для потока воздуха и температуры, которая может достигаться и поддерживаться в течение некоторого времени.
  • Комфортный уровень звука: шумный компрессор может очень раздражать пассажиров. Технические условия Fiat Professional содержат очень строгие требования к уровню шума.
  • Экономия энергии: если компрессор работает неэффективно, то для достижения и поддержания определенной температуры может потребоваться больше топлива.
Компрессор содержит движущиеся части, которые нужно смазывать специальным маслом с характеристиками, подходящими для систем кондиционирования:
  • оно не должно замерзать даже при очень низких температурах;
  • оно должно быть устойчивым к высоким температурам и не менять свою структуру и состав;
  • оно должно смешиваться с хладагентом в жидком состоянии;
  • оно не должно вступать в реакцию с охлаждающей жидкостью или материалами, входящими в состав других элементов системы, такими как медь или алюминий;
  • оно не должно проводить электрический ток;
  • оно не должно быть токсичным или вредным для организма.

Конденсор

Конденсор – это теплообменник, который снижает температуру охлаждающего газа, выходящего из компрессора, и переводит его в жидкое состояние. Он в основном состоит из трубок (первичная поверхность теплообмена) и ребер (вторичная поверхность теплообмена). Конденсор расположен в передней части автомобиля, перед радиатором или рядом с ним.

Конденсор выделяет тепло, так как его температура выше, чем температура окружающей среды. Воздух проходит через ребра конденсора и, удаляя тепло, заставляет охлаждающее вещество переходить в жидкое состояние.

При нормальных условиях эксплуатации конденсор служит в течение всего срока службы автомобиля. Но, учитывая его расположение, он легко повреждается при лобовом столкновении.


Фильтр влагоотделителя

В системе климат-контроля могут использоваться два различных типа фильтров в зависимости от типа самой системы; система может быть сухой или влажной. В них используются, соответственно, фильтр влагоотделителя и фильтр аккумулятора. Если фильтр влагоотделителя не встроен в конденсор, то он располагается между конденсором и расширительным клапаном. Охлаждающее вещество проходит через фильтр влагоотделителя в жидком состоянии и под большим давлением.

Он выполняет две основные функции:

  • отделяет твердые частицы, которые могут забить расширительный клапан;
  • отделяет влагу от охлаждающего газа.

Наличие влаги в цепи может очень негативно отразиться на компрессоре, так как он не выдерживает присутствия жидкостей, которые в силу своей природы не поддаются сжатию. Может повредиться и испаритель, так как при контакте охлаждающего вещества с водой образуется кислота.

Аккумулятор, используемый во влажных системах, устанавливается между испарителем и компрессором, и через него проходит охлаждающее вещество (хладагент) с низким давлением.
Если говорить вкратце, то единственное вещество, которое должно попадать в компрессор, - это охлаждающее вещество в газообразном состоянии.

Чтобы влажный воздух не попадал в фильтры во время хранения, фильтры имеют специальные герметизирующие пробки, которые перед установкой нужно снять.
При замене компрессора правильно будет заменить фильтр влагоотделителя.


Расширительный клапан

Если газ под давлением пропустить через дроссель, его давление резко упадет, и при расширении после прохождения дросселя охлаждающее вечество будет «создавать холод». Для сравнения представьте, как работает обычный распылитель: если вы будете долго нажимать на клапан, и содержимое емкости будет свободно выходить наружу, в течение нескольких секунд емкость будет становиться все холоднее и холоднее, пока не станет ледяной.

В системе климат-контроля расширительный клапан – это устройство, которое регулирует скорость потока и температуру охлаждающего вещества, поэтому снижение температуры происходит именно из-за расширения газа. Чтобы завершить цикл, охлаждающее вещество должно пройти через клапан, который позволяет газу расшириться, вследствие чего падает его давление и температура.

Испаритель

Испаритель также работает как теплообменник. По сути, он идентичен конденсору, но выполняет противоположную функцию. Внутри испарителя охлаждающее вещество переходит из жидкого состояния в газообразное, поглощая тепло из окружающей среды. Воздух, проходящий через ребра, охлаждается и поступает в салон через вентиляционные отверстия.

Перед тем как попасть в салон, воздух проходит через салонный фильтр.


Знаете ли Вы?

Кондиционер или климат-контроль?


Эквивалентная температура


Датчик утечек для обнаружения неисправностей


Кондиционер - это устройство, которое только охлаждает воздух, а климат-контроль может охлаждать и нагревать воздух. Работа кондиционера основана на свойствах газов, которые нагреваются и охлаждаются под действием различных давлений и физических нагрузок. Существуют различные типы систем в зависимости от режима работы:

  • ручной: все настройки выполняются пользователем;
  • полуавтоматический: автоматически регулируется только температура и скорость вентиляции;
  • автоматический: поток, температура и скорость вентиляции регулируются устройством управления.

В зависимости от количества зон, которые можно настраивать по отдельности, различают однозонный и многозонный климат-контроль. Многозонный климат-контроль, в свою очередь, подразделяется на двузонный, трёхзонный, четырехзонный и пятизонный.

Если в комнате включить вентилятор, вентилируемый воздух будет иметь ту же температуру, что и неподвижный воздух, но вентилируемый воздух будет казаться нам более прохладным. На вершине горы, где температура воздуха составляет ноль градусов, на солнце мы чувствуем тепло. Независимо от температуры, которую показывает термометр, именно из-за влажности воздух кажется более холодным при низкой температуре и теплым при более высокой. Комфортные ощущения зависят не только от температуры на термометре. Самые сложные системы климат-контроля работают по принципу эквивалентной температуры или сложной регулировки среды, основанной на нашем ощущении комфорта, что позволяет всем людям, находящимся в автомобиле, чувствовать комфортную для них температуру. Эти системы работают, используя алгоритм, позволяющий системе климат-контроля работать с учетом различных факторов, которые определяются с помощью датчиков, что позволяет системе предугадывать и компенсировать изменения в окружающей среде внутри и снаружи салона.

Одна из наиболее распространенных причин нарушений в работе системы климат-контроля – неэффективный поток хладагента в охлаждающей цепи. Небольшое сокращение количества охлаждающего газа, приводит сначала к постепенному ухудшению производительности, а затем и к полному отказу системы. В этом случае необходимо обратиться в авторизованный сервис Fiat для детального осмотра всех элементов системы на наличие утечек.

Обнаружить утечку можно несколькими способами:

  • контрастные растворы, которые добавляются к охлаждающей жидкости, и становятся заметными при использовании ультрафиолетовой лампы.
  • электронные датчики, которые выдают звуковой сигнал при обнаружении утечки, даже если она очень незначительная и находится в труднодоступном месте.
  • растворы, которые при распылении в жидком состоянии на место, в котором есть слабая утечка, образуют пену (при контакте с охлаждающим газом).

И, наконец, утечку можно обнаружить с помощью азота, который можно использовать как для промывки системы, так и для проверки потока с использованием специальных комплектов для промывки систем климат-контроля.




Советы Fiat Professional

Чтобы система климат-контроля всегда работала эффективно, ее нужно использовать часто, даже зимой. Климат-контроль – это автономная система с отдельным двигателем (компрессор), теплообменниками (конденсор и испаритель), фильтрами и трубками, которая всегда находится под давлением, даже в неактивном состоянии.
В любую пору года система играет важную роль в повышении безопасности в салоне автомобиля: отделяя влагу от воздуха, который поступает в салон, она решает проблему запотевания окон, что особенно актуально осенью и зимой.
В конце длительной поездки, особенно в дождливую и сырую погоду, рекомендуется перед выключением питания дать вентилятору салона поработать на полную мощность хотя бы пару минут. Просто отключите систему климат-контроля и оставьте только вентиляцию. Это позволит испарителю и вентиляционным каналам просохнуть, а пассажиры привыкнут к наружной температуре. Это также предотвращает образование плесени и скопление бактерий от сырости, которые приводят к появлению неприятных запахов и аллергических реакций. Регулярная замена салонного фильтра очень важна, если вы хотите, чтобы в салоне всегда был чистый воздух.

Для достижения оптимальной температуры и во избежание теплового удара, особенно летом, не следует программировать климат-контроль на очень низкую температуру. Разница между температурой окружающей среды и температурой в салоне должна составлять не более 6° – 7°.
Направляйте поток охлаждающего воздуха вверх, а не на себя. Это позволит более тяжелому прохладному воздуху быстрее смешиваться более легким теплым воздухом.

Для достижения оптимальной работы системы климат-контроля рекомендуется раз в два года проверять количество охлаждающего газа и, при его недостатке, заменять.